Сайт педагога дополнительного образования Бойко Светланы Владимировны

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ МУЗЕЯ ПРИРОДЫ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА

Бойко Светлана Владимировна, государственное бюджетное учреждение Саратовской области дополнительного образования «Областной центр экологии, краеведения и туризма».

 

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Формирование экологической культуры дошкольников связано прежде всего с конкретным предметно-природным окружением: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

В решении данной проблемы играет музей природы, созданный на базе Областного центра экологии, краеведения и туризма, где возможно использование разнообразных видов познавательной, воспитательной и научной деятельности.

Задачами музея являются:

 - использование экспонатов и фондов музея для развития детей;

 - содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

 - охрана и пропаганда природы родного края;

 - активная экскурсионно-массовая работа.

Функции музея (по Н.А. Рыжовой):

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

В музее природы Центра  имеются следующие экспозиции: зимующие птицы, птицы леса, города, открытых и околоводных пространств Саратовской области; естественные и искусственные гнездовья; животные Саратовской области (суслик, сурок-байбак, слепыш, выхухоль); полезные ископаемые; коллекции насекомых;  продукты жизнедеятельности животных (погрызы лося, бобра, жуков-короедов, жилища насекомых); палеонтологические находки (белемниты, аммониты, зубы акул, фрагмент бивня мамонта);   наши каши.

В Центре имеется большая коллекция объектов живой природы: более 40 видов животных и более 50видов растений.

Среди животных: лиса, заяц-русак, еж, шиншиллы, кролики, морские свинки, хомяки, лабораторные крысы, хорек, игуана, утки-кряквы, фазаны, перепела, коршун, цесарки, попугаи, геккон, сухопутные и водяные черепахи, паук-птицеед, улитки и др. Дети знакомятся с особенностями жизни животных в естественных условиях, кормовой базой, способами защиты, учатся понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания,  а так же с правилами  содержания их в живом уголке.

В оранжерее дети знакомятся с растениями тропиков и субтропиков, пустынь и полупустынь. Увидят, как растет мандарин, банан, инжир, лавр, фейхоа и др. Они узнают происхождение понятия «оранжерея», из каких растения древние египтяне изготавливали папирус, из сока какого растения получали резину.

Музей природы – это не только «вместилище» животных,  растений и других объектов, это лаборатория для выработки у дошкольников  практических умений и навыков. Здесь дети учатся наблюдать, сравнивать, обобщать. Важно помнить о воспитательном значении общения детей с объектами природы.

В программу работы музея  входят изучение флоры и фауны Саратовской области, знакомство с особо охраняемыми природными территориями, животными и птицами, занесенными в Красную книгу и др.

Формы работы с детьми в музее природы разные, учитывающие интерес как больших групп, так и не многочисленных.

 Основной формой работы с детьми является проведение обзорных и тематических экскурсий.

Именно экскурсия может стать первым этапом в привлечении детей к изучению живой природы. Экскурсия для дошкольников проводится в виде беседы. В беседе дети часто используют собственный опыт и наблюдения. Рассуждая, они быстрее приходят к познанию изучаемого объекта, а полученные знания отличаются большей прочностью. В проведении экскурсий так же используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации.

Проводятся занятия-экскурсии, игровые занятия и тематические мероприятия.

Общение с детьми в процессе занятия построено в форме диалога, ребенок становится активным его участником. Вопросно-ответный метод активизирует внимание и память ребенка, он особенно ценен, когда создается проблемная ситуация. Например, во время занятия «Внимание, черепаха!», дети знакомятся с сухопутной и болотной черепахами, а комплекс вопросов, позволяет им самим сделать вывод, почему одна темная, а другая светлая, у одной есть перепонки, а у другой нет.

В занятия включены игры. Игра - это естественное состояние детей дошкольного возраста, поэтому методика игры активно используется в ходе экологических занятий.

В своей работе используем игры: дидактические («Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?», «Чьи следы?»), предметные («Найди по листу дерево»,  «Найди такой же по цвету»,  «Среда обитания»,  «Третий лишний», «Цепи питания», «Поймай и назови», «Чей клюв, лапы, дом»), словесные («Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто кем был?»), подвижные («Ходят капельки по кругу», «Мышеловка», «Почва», «Поземка»), игры-путешествия («Путешествие с растениями», «По страницам Красной книги»).

Для детей дошкольного возраста разработан цикл занятий и тематических экскурсий, посвященных редким и исчезающим видам животных и растений Саратовской области, занесенным в Красную книгу: «Береги первоцветы», «Дрофа - живой символ Саратовской области», «Хохуля» и др.

На занятии «Береги воду!», приуроченном к Всемирному дню воды, рассказывается о важности воды как основы всего живого, о необходимости охраны водных ресурсов.

Разработан цикл занятий, посвященных Птице года, которую ежегодно выбирает Союз охраны птиц России.

В музее природы Центра проводится ряд ежегодных экологических праздников: выставка «Зверьё моё», посвященная дню защиты животных; День птиц, День Солнца, День Земли, День Кошек.

Для того, чтобы сделать мероприятие наиболее интересным для детей, в программу праздников включены викторины и конкурсы. Фильмы, презентации, мастер-классы помогают получить и усвоить новую для детей информацию.

 Мероприятие, посвященное Всемирному Дню охраны окружающей среды. В основу мероприятия заложена увлекательная игра-путешествие.  Дети демонстрируют свои знания природы Саратовской области,  выполняя сложные испытания.

В рамках Всемирного Дня охраны окружающей среды дошкольники принимали участие в региональном мероприятии Всероссийского фестиваля «Эколята - дошколята», где вручались знаки юного эколога.

 Важно не только дать детям различные представления и знания, но и закрепить их. Для этого используются тематические викторины, отгадывание  загадок, составление картинок. Иногда после занятия для закрепления полученных знаний детям предлагается что-либо нарисовать, например животное, которое им больше всего понравилось. Из рисунка можно сделать вывод, что ребенок лучше всего запомнил, что почерпнул для себя в результате этого занятия.

Музейные предметы используются в качестве учебных пособий на занятиях, дети имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, поработать с ними. Изучая объект,  дети разглядывают его, воспринимают форму, цвет, что делает обучение более убедительным и достоверным. Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков. Он вызывает у детей интерес, восхищение, желание узнать о нем больше.

Эффективным средством развития познавательного интереса детей являются творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт. Это логические задания по определению качественных признаков предмета, мастер-классы по лепке, оригами.

В музее организуются выставки: фотографий о природе Саратовской области, детских рисунков, плакатов, работ из природных материалов.

В работе используются: простейшее экспериментирование (изучение строения птичьего пера, опыты с водой), элементы моделирования, решение простейших ситуаций.

Использование компьютерных технологий в работе музея помогают увидеть и понять красоту окружающего мира, развить и проявить способности, заложенные природой, изменить мировоззрение у ребят, осознание ими необходимости сохранения природы и соблюдения природоохранных законов.

Таким образом, разнообразие средств, методов и приёмов работы музея природы Центра влияют на уровень знаний дошкольников о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

 

Литература

1.Бычкунова Е.Б. Методические рекомендации по формированию практических навыков учащихся в курсе эколого-географического краеведения с учетом ФГОС: методическое пособие / Е.Б.Бычкунова - Саратов: Новая книга, 2012.-

188 с.

2. Гвоздева О.А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее. Методическое пособие / - М.: Альфа-Принт, 2003. - 288 с.

3. Копелянская Н. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / - М.: 2012. - 176 с.

4. Корнеева О.П. Ребенок в музее / Таймырский окружной краеведческий музей. Музейный вестник. Выпуск 2. - Дудинка, КП плюс, 2002. - с. 62 - 70. 

5. Молодчая  Т.В. Вперёд в прошлое: музейные интерактивные экспозиции в детском саду /Т.В. Молодчая //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№6.-С.4-9

6.Турилова  Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

7.Харитонова А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77

8. Экологическое образование музейными средствами. Сборник статей и методических материалов. Саратов. Изд-во Локатор, 2006, 247 с.

 

 

 

 

Береги планету!

Цель:Углубление знаний, умений детей в области экологии, через игровую программу.

Задачи: 1. обобщить знания детей об объектах живой  и неживой природы; 

2.развивать логическое мышление, творческое воображение, смекалку, внимание, речь;

3. воспитывать у детей гуманное отношение к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

Возраст участников:6-7 лет

Форма: игровая программа.

Методы и приемы:отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: двухцветный картонный круг, разрезанный на 10 секторов с картинками-отгадками,  «Чудесный мешочек», еловые и сосновые шишки, ракушки, камни, засушенные цветы, морская звезда,карточки-схемы с изображением деревьев, карточки-схемы животных, листы бумаги формата А4с цветовыми пятнами, фломастеры, 4 конверта с письмами-загадками, записи голосов птиц и животных, аудиоаппаратура, «мусор», пакеты для сбора «мусора», карточки с изображением объектов природы.

Оформление зала: на стене рисунки детей о природе, плакаты «Береги планету!»

Ход мероприятия

Ведущий: Ребята, у всех  нас есть день рождения. И вот люди договорились и решили, что у нашей планеты тоже должен быть день рождения. Таким днем стал день 22апреля. Это день рождения и защиты наших рек, озер, лесов, животных, птиц, насекомых- это день защиты нашей природы.

Ребенок 1. Здравствуй, наш веселый праздник,

         Славный праздник - День Земли.

         Вместе с вами мы сегодня

         Отмечать его пришли.

Ребенок 2.  Здесь знает каждый, ты и я!

                      Природу обижать нельзя!

                      Так скажем дружно раз, два, три,

                      Откроем праздник - День Земли.

В.Велика наша Земля. Велика и прекрасна. Наверное, не найти такой краски, которой не было бы в природе.  Природа – настоящий храм красоты, таящий в себе много прекрасного и загадочного! Давайте войдём в него! Сегодня мы совершим путешествие в мир Природы, познакомимся с её многочисленными обитателями и подумаем, как сохранить все то, что нас окружает.

Как вы думаете,  что такое ПРИРОДА?

Ответы детей.

 Чтение стихов. Ребенок 3: Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

 

Ребенок 4:Ромашки в лучах солнечного света,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

 

Ребенок 5:  Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

 

Ребенок 6: Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

 

В.Голубое небо, высокое – высокое, будто бездонный океан; синяя речка, убегающая вдаль и манящая нас к себе; пестрый луг, вытканный белыми ромашками, нежными  колокольчиками, сиреневыми анютиными глазками – все это природа, которая нас окружает.

 

Игра «Чудесный мешочек».

 В мешочке объекты природы. Дети на ощупь определяют их. Называют к живой или неживой природе принадлежит.

 

Задание «Отгадай загадку».

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)

 

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

 Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб)

 

Оно весь мир обогревает

Оно усталости не знает,

Улыбается в оконце,

И зовут его все ...    (Солнце)

 

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. (Одуванчик)

 

Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан,

 И летаю, и бегу,

 И стеклянной быть могу!  (Вода)

 

Мой белый брат во льдах живет

 И рыбу ест морскую,

 А я люблю пчелиный мед

 И ягоду лесную. (Медведь)

 

Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг - чертополох.  (Камень)

 

Самые маленькие живые организмы, которые видны только под микроскопом.  (Микробы и вирусы)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

Я все терплю и всем добром плачу.  (Почва)

 

На земле он всех умней,

 Потому что всех сильней. (Человек)

 

 Ребенок, отгадавший загадку, получает «сектор» с изображением соответствующим отгаданному природному объекту. Из «секторов» собирается «Картина мира».

Задание «Картина мира».

Пособие двухцветный картонный круг, разрезанный на 10 секторов.

5 секторов окрашено в голубой цвет, на них наклеены картинки с изображением объектов неживой природы: 

•        Солнце и другие небесные тела;

•        Вода в разных видах (капля, облако, озеро);

•        Воздух (изображение безоблачного неба);

•        Камни;

•        Почва (почвенный разрез, комья земли).

Другие 5 секторов окрашены в зеленый цвет:

•        Растения (трава, куст, дерево);

•        Животные;

•        Грибы;

•        Бактерии;

•        Вирусы.

Детям раздаются «сектора» и они складывают «Картину мира».    

Поочередно убирается один из секторов.

В.Как вы думаете, что будет, если не будет воздуха? (животных, почвы).

Ответы детей.

В.Таким образом, «Картина мира» нам показывает, что в мире, на Земле все взаимосвязано.

 Дети читают стихи:

1. Знают все взрослые, знают все дети,

Что вместе с нами живут на планете…

Лев и журавль, попугай и лисица.

Волк и медведь, стрекоза и куница.

Белые рощи, лесные дубравы,

Реки, речушки, деревья и травы!

Синее море, лесной ручеёк,

Все доверяют тебе, человек!

Ты - самый умный, а значит, в ответе

За всё живое, что есть на планете!

 

2. Все, все на свете

                      Друг другу нужны!

                     И мошки не меньше

                      Нужны, чем слоны.

                      Нельзя обойтись

                      Без чудовищ нелепых

                      И даже без хищников,

                      Злых и свирепых.

                      Нужны все на свете,

                      Нужны все подряд:

                      Кто делает мед

                      И кто делает яд.

 

Динамическая минутка «Прогулка»

Ведущий произносит фразы и показывает движения, дети за ним повторяют.

-- Выходим из дома и идем по тротуару  (топают ногами).

-- Сворачиваем на проселочную дорогу, старая листва шуршит под ногами  (скользящие движения ногами).

-- Впереди река, идем по песочку. Песок под ногами поскрипывает (трут ладонью о ладонь).

-- А сейчас по деревянному мостику переходим через реку (хлопки ладонями по коленям).

--Речку перешли и снова идем по песочку (трут ладонью о ладонь).

-- А теперь по листьям (скользящие движения ногами).

-- Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, качаются).

-- А впереди канавка, прыгаем.

-- А теперь кустик, прыгаем.

 

Задание: «Узнай птицу по голосу». Звучит запись голосов птиц (ворона, воробей, синица, соловей). Дети отгадывают.

 Игра «Прилетели птицы»

В. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать  в ладоши. Начинаем.

В. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Что неправильно, почему?

Д. Мухи – это насекомые.

В. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают, называют лишнее слово.

В. Прилетели птицы: голуби, куницы, аисты, вороны… (дети хлопают)

В.  Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети хлопают, называют лишнее слово.

В. Молодцы, ни разу не ошиблись!

Задание: «Узнай зверя по голосу».

Задание группам: « Узнай животного по схемам».(Время 1 мин).

 

Задание «Почтовый ящик»

Ведущий:

- Ребята, на наш адрес пришли  письма. Угадайте, кто их писал.

Описание первое

Я лесной зверь.  Днем я сплю, а ночью выхожу на кормежку. Зимой питаюсь корой деревьев.  Быстро бегаю. Зимой моя шуба становится белой как снег.    (заяц).

Описание второе

Я - хищник. Похож на большую собаку. Называют меня санитаром леса, потому что в первую очередь нападаю на больных и ослабленных животных    (волк).

Описание третье

Главная моя пища – насекомые. Я хорошо ловлю мышей. Могу съесть даже гадюку. Охочусь по ночам. Зимой впадаю в спячку. У меня короткие ноги. В случае опасности сворачиваюсь в клубок и выставляю острые иглы    (еж).

Описание четвертое

Живу в озерах и болотах, топях и трясинах. Провожу день в сладкой дремоте. Когда пролетит какое-нибудь насекомое, я выбрасываю липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатываю. Вечером устраиваю концерт со своими сородичами   (лягушка).

Задание группам«Художники». На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. (Время 5 мин.)

Задание группам«Дерево-схема».  О чем могут рассказать эти схемы. (Время 1 мин)

Ведущий:

Природа даёт человеку воду и пищу, зелёные растения. Растения выделяют кислород, так необходимый для дыхания человека и животных.

Но природа часто страдает оттого, как люди относятся к ней. Загрязняются реки, воздух, вырубаются леса, гибнут животные, высыхают реки.

Наша планета Земля обращается к вам, ребята, с такими словами:

 

Зачитывают обращение.

“Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.

Помогите, дети, спасти меня”.

В. Ребята, скажите, а как вы можете помочь природе?

Ответы детей.

(Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не топтать травы, не разорять птичьих гнёзд, не ловить насекомых и т.п.

Задание «Собери мусор».

На полу карточки с изображением объектов природы и «мусор» (смятая бумага, обертки от конфет,  пластмассовые бутылки)

Дети собираю «мусор» в пакеты, а картинки с изображением объектов природы остаются.

В. Природа – наше богатство. Давайте помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Писатель Михаил Пришвин  сказал такие слова:

«Рыбе нужна чистая вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

 А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

В. Предлагает детям подойти к столу, на котором лежат карточки с изображением лица человека: человек улыбается, грустный и равнодушный. Предлагается детям взять любую карточку.  Попросить детей поднять карточки с улыбающимся человеком. Аналогично с другими картинками. Можно увидеть, сколько человек недовольны.

В. Наше путешествие в мир Природы подходит к концу, но я надеюсь, что праздник и подготовка к нему убедили вас в том, что природу, планету Земля надо постоянно беречь и охранять.

 

 

 

Осенний марафон

 Сценарий сезонного праздника для детей 6-7 лет

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Материалы и оборудование: литья разных деревьев, шишки, 2 корзины, стаканчики с «землей» 20 шт., шапочки для игры «Кто не успел», палочка для игры «Дождик»

Загадки об осени

Несу я урожаи,

 Поля вновь засеваю,

 Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю,

 Но не касаюсь елочек и сосен.

 Я - красивая желтая ...

Ответ: Осень

 

Растут — зеленеют,

 Упадут – пожелтеют,

 Полежат — почернеют.

Ответ: Осенние листья

 

Мочит поле, лес и луг,

 Город, дом и все вокруг!

 Облаков и туч он вождь,

 Ты же знаешь, это -....

Ответ: Дождь

 

Холода их так пугают,

 К теплым странам улетают,

 Петь не могут, веселиться

 Кто собрался в стайки? ...

Ответ: Птицы

 

Осень в гости к нам пришла

 И с собою принесла...

 Что? Скажите наугад!

 Ну, конечно...

Ответ: Листопад

 

Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет.

Ответ: Ветер

 

Назовите осенние месяцы

Сентябрь –хмурень

Октябрь –грязник

Ноябрь – листогной (почему так называют)

 

Вед. Как звери готовятся к зиме?

 

Игра «Кто не успел»

 Осень студит воду в реках, раздевает леса! Отправляет в полет птиц! Усыпляет насекомых, заставляет зверей готовиться к зиме! А вас всех поливает дождем!

Всех вас ждут волшебные превращения!

Тебя превращу в камень!

Тебя – в пень!

Тебя – в берлогу!

 Ты будешь изображать жаркий юг!

Все остальные станут разными животными: птицами, ящерицами, медведями, змеями, ежами.

А теперь будьте внимательны: как только я дуну, дождем полью, все животные должны разбежаться по своим укрытиям. Укрывайтесь, прячьтесь, улетайте от холода и голода.

(Осень дует на детей, и они разбегаются. Осень проверяет, кто куда спрятался: птицы должны улететь на юг, медведь – в берлогу, змеи – в клубок и залечь под пень, ящерицы – под камень.

Вед. Осенью часто идут дожди. Какие бывают дожди? (слепой, спорый, моросящий, ливень, грибной).

Игра «Дождик»

Дети встают в круг, выбирается «дождик» и встает в центр круга.

Дети идут по кругу со словами:

Дождик, дождик пуще

На лесные гущи,

На цветы, на кусты

Посильнее припусти.

Поливай пшеницу,

Не жалей водицу.

Поливай. Поливай,

 Будет добрый урожай.

После этих слов, дети разбегаются по залу, дождик догоняет их. Кого коснется ленточкой, намочил, тот садится на стульчик (игра повторяется 2 раза).

 

Пословицы об осени

Осенняя пора – птица со двора.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Осень - погоды перемен восемь.

 Осенью и у воробья пир.

От осени к лету поворота нету.

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Весна красна цветами, а осень снопами.

В сентябре одна ягода, и та — горькая рябина.

Игра “ОСЕНЬ”.

Разделимся на две команды. В каждой команде должны быть “червячки” и “деревья”. Круги - это норки червячков. От каждой команды выбирается ребенок, исполняющий роль червячка. Он становится в середину круга. Напротив аналогичные круги-деревья. Дети «деревья», также становятся в свои круги. Они держат в руках листья. Таким образом червяк из каждой команды находится на против своего дерева. Остальные участники игры строятся друг за другом, каждая команда возле своего дерева. По команде “осень” дети “деревья” бросают один лист на пол, стоящий ближе всех к дереву должен, как можно быстрее поднять его и отнести “червячку”. Получив лист “червяк” меняет его на стакан с землей, который быстро возвращают дереву. “Дерево” получает его, ставит на землю и бросает следующий лист и т. д. Как только “дерево” получит последний стакан с землей, оно “вырастает”. Поднимает руки вверх. Выигрывает команда, чье “дерево” выросло первым.

 

Игра «С какого дерева листок?»

Игра «Пронеси листок» (эстафета)

«Шишки, желуди, орехи»

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

 

 Игра «Попади в корзину»  (Бросаем шишки)

Подведение итогов конкурсов.